вторник, 24 июня 2008 г.

Чтобы выйти из затруднения, Дхармоттара (ср

Чтобы выйти из затруднения, Дхармоттара (ср. NBT на II. 29) проводит между основанием и следствием следующее различие: основание невосприятия в сущности ничем не отличается от небытия, но следствие не есть только небытие, оно является применением этой идеи к тому или другому случаю. Такая формулировка позволяет нашему автору подвести под то, что он называет особым видом логического основания отрицательным восприятием все отрицательные суждения и умозаключения, то есть такие умозаключения, в которых вывод есть суждение отрицательное. Все они представляют собой применение небытия к како-му-либо случаю. Возражения против этой теории делались вайшешиками (NK. 227. 12) и мимансаками (CV. Abhava, 38 42). Они доказывали, что если считать отрицание за средний термин умозаключения, то получается regressus in infinitum, так как если объект отрицается вследствие его невосприятия, то в свою очередь восприятие может быть познаваемо только вследствие другого невосприятия и т. д. Дхармоттара причисляет отрицательные суждения к умозаключениям, потому что он отождествляет последние с мышлением вообще. Приравнивание отрицательного суждения к умозаключению находится в полном соответствии со взглядами нашего автора на умозаключение как на логическую связь понятий. Раз Дхармоттара доказал, что отрицание не дается нам чувственным восприятием, то он непременно должен был причислить его к умозаключению, так как он ведь признает только два источника познания: чувства и мышление, а последнее ото-ждествляет с умозаключением. Мы упомянули, что, по мнению Дхармакирти, к приведенной им формуле отрицательного суждения: горшка нет Взгляд этот, что логическое следствие (большой термин) в умозаключении может быть не только выводное понятие, но и применение понятия (vyavahara) к данному случаю, в словах, мыслях или действиях, удержался в объединенной системе ньяя-вайшешика. Все определения, например, причисляются также к умозаключениям, в которых роль большого термина принадлежит применению понятия к данному случаю. скачать бесплатно минуса

Комментариев нет: